Великая цель образования - это не знания, а действия!
Герберт Спенсер
26 октября 2023 года в МБОУ «СОШ №10» НГО состоялось интересное методическое событие - семинар-практикум «Организация исследовательской деятельности школьников как основа формирования УУД» или «Уроки для жизни».
В первой части семинара-практикума работала рубрика «Интересный и эффективный урок». Учителя посетили урок химии в 8 классе «Химические реакции. Признаки химических реакций», который замечательно, методически грамотно и очень интересно провела Григорьянц Людмила Алексеевна. Учитель умело организовала деятельность учащихся. Формы организации деятельности учащихся были разнообразные: групповая, индивидуальная, фронтальная.
Виртуальная лаборатория с химическим экспериментом выполнила роль «мотиватора». Интересные химические реакции, предложенные в демонстрационном эксперименте, создали условия для выхода на формулировку темы урока и его основные задачи. Проблемный диалог, который применила учитель, позволил убедиться в том, что организм человека, всех биологических систем и окружающей природной среды есть химические явления, которые обеспечиваются химическими реакциями.
В течение всего урока осуществлялась связь с жизнью, практическая направленность обучения, которая заключалась в обсуждении тех или иных явлений, таких как горение свечи, ржавление железа, выделение тепла и т.д. Метод кластера способствовал формированию комплекса понятий по теме и взаимосвязи в целостную систему представлений о химических реакциях и их признаках. Эксперимент, проведённый в группах позволил определить признаки химической реакции и зафиксировать их в базовом опорном конспекте в форме кластера. Рефлексия содержания, рефлексия деятельности и рефлексия эмоций показала, что урок цели достиг.
Самоанализ и анализ урока показали, что действительно состоялся системно-деятельностный подход к преподаванию урока химии.
Анализируя урок, учителя-коллеги выразили огромную благодарность Людмиле Алексеевне за возможность присутствовать на одном из интересных и эффективных уроков, на которых формируются универсальные учебные действия, такие как постановка учебной задачи, стремление к познанию нового, проведение исследования и формулировка выводов, формирование коммуникативной культуры и интереса к учению и др.
Во второй части семинара Григорьянц Л.А. был проведён мастер-класс «Исследовательская работа как элемент образовательной среды», где каждый учитель стал исследователем. Материалом для исследования был предложен текст научно-популярной статьи «Жабы». Кто бы мог подумать, что из такого неприглядного названия и большого текста получатся 10 замечательных разноплановых исследовательских работы. Учителя еще раз прокачали свои профессиональные компетенции, такие как ставить цели и задачи, определять объект и предмет исследования, отбирать методики и т.д.
В третьей части семинара выступила Караим Любовь Александровна, учитель биологии МАОУ «СОШ № 25 «Гелиос», с увлечением рассказала о посещении городских мероприятий по краеведению, позволяющими организовать живое обсуждение, сфокусированную неформальную дискуссию с детьми и организовать исследовательскую деятельность учащихся.
В завершение семинара методист ИМЦ «Развитие» Король И. Г. подвела итоги семинара-практикума и рассказала о муниципальных, региональных и всероссийских олимпиадах и конкурсах, региональных вебинарах и домашних заданиях для детей и взрослых. Готовимся к муниципальному этапу ВСОШ!
Скачать: "Карта наблюдений эффективного урока", "Программа семинара-практикума".
Методист МБУ «ИМЦ «Развитие»
И. Г. Король