В дни осенних каникул на базе средней общеобразовательной школы № 23 в рамках муниципального интенсива «Умные каникулы» прошли специализированные занятия по русскому языку. Мероприятие, организованное для учащихся 9–10-х классов, было направлено на углубленную подготовку к муниципальному и региональному этапам Всероссийской олимпиады школьников.
Занятия провела учитель русского языка и литературы высшей квалификационной категории Татьяна Викторовна Михеева. В работе интенсива приняли участие 21 обучающийся из общеобразовательных учреждений города.
Программа занятий была насыщенной и разноформатной. В первый день участники познакомились с тематической выставкой литературы из личной библиотеки педагога. Вниманию школьников были представлены фундаментальные и современные работы по лингвистике, такие как «По дорогам и тропам языка» Л.В. Успенского, «Три склянки пополудни и другие задачи по лингвистике» А. Бердичевского и А. Пиперски, «Русский язык на грани нервного срыва» М. Кронгауза и другие. Эти издания продемонстрировали, что изучение сложных языковых явлений может быть не только полезным, но и увлекательным процессом.
Кроме того, в рамках интенсива школьники изучили ресурсы для расширения филологического кругозора, включая популярные образовательные подкасты и интерактивные игры. Значительная часть работы была посвящена детальному анализу заданий муниципального и регионального этапов ВсОШ прошлых лет. В ходе живого диалога и совместной работы участники разбирали задачи по истории языка, выполняли упражнения по построению этимолого-словообразовательных гнёзд и пробовали свои силы в переводе текстов с древнерусского языка на современный.
Второй день интенсива был сфокусирован на отработке заданий по ключевым разделам языкознания: фонетике, словообразованию, морфемике и лексике. Особый интерес у учащихся вызвал разбор олимпиадных задач, связанных с трудными случаями употребления фразеологизмов. Для наглядности анализ проводился с использованием иллюстраций, созданных технологиями искусственного интеллекта.
Проведенные занятия позволили школьникам систематизировать знания, развить навыки аналитической работы с языковым материалом и углубить понимание сложных лингвистических концепций. Муниципальный интенсив «Умные каникулы» доказал свою эффективность как форма поддержки одаренных детей и подготовки к интеллектуальным состязаниям высокого уровня.
Методист МБУ «ИМЦ «Развитие»
Л. Г. Политаева