«Выживает не самый сильный или
самый умный,
а тот, кто быстрее откликнется
на изменения»
Ч. Дарвин
Такие выводы в своих трудах по эволюционному учению сделал знаменитый английский ученый 4 ноября 1859 года в своей книге «Происхождение видов путем естественного отбора, или Сохранение благоприятных рас в борьбе за жизнь». Это один из самых основополагающих трудов в истории науки, объясняющий, как устроена жизнь на планете, как возникло разнообразие растений и животных. Появилась теория эволюции, которую потом стали называть дарвинизмом.
Как же замечательно подходит содержание труда учёного к современному человеческому обществу и образованию!
Включая адаптационные механизмы, мы понимаем необходимость обновления методических подходов и дидактических материалов и в целом, отношения к процессу образования, как обязательного условия для формирования функциональной грамотности, знаний для ЖИЗНИ.
9 февраля 2023 года в МАОУ «СОШ №14» состоялось городское методическое объединение учителей химии и биологии Находкинского округа, посвящённое знакомству с опытом работы учителей естественного цикла. Корф Елена Николаевна, учитель химии и Фархутдинова Лариса Геннадьевна, учитель биологии МАОУ «СОШ № 14» рассказали и показали педагогам свои методические ресурсы по реализации данного направления работы на уроках и во внеурочной деятельности.
В 2022-2023 году коллектив МАОУ «СОШ №14» был «первопроходцем» в НГО по участию в международном исследовании PIZA. Система работы педагогического коллектива школы по методической подготовке и результатам признана лучшей на территории Приморского края.
С опытом работы по формированию функциональной грамотности выступила Заслуженный учитель России Бондарь Тамара Ильинична, учитель биологии МАОУ «СОШ №7 «Эдельвейс», которая с интересом рассказала о заданиях по курсу анатомии, физиологии и гигиены человека.
Формирование функциональной грамотности–сложный, многосторонний, длительный процесс. Достичь нужных результатов можно лишь умело, грамотно сочетая в своей работе различные современные образовательные педагогические технологии.
В ходе обсуждения вопросов по внедрению заданий по ФГ были выявлены проблемы, которые мешают доброкачественному развитию функциональной грамотности: низкий уровень вычислительных навыков, отсутствие практической направленности обучения, репродуктивный метод в преподавании (натаскивание на решение по аналогии), формальное изучение предметов, не восприятие учащимися материала в том виде в котором он традиционно подается, необходимости заучивания основ теоретических понятий (формул, правил) и многое другое. И над этим необходимо системно работать всем педагогическим коллективам школ.
Представленные банки заданий по ФГ и разбор некоторых из них вызвали положительные эмоции у учителей ГМО и понимание необходимости в обновлении методических подходов и дидактического материала.
Во второй части ГМО руководители творческих групп по подготовке к ЕГЭ и ОГЭ по химии и биологии (Додонова Наталья Николаевна, СОШ 9 и Фархутдинова Лариса Геннадьевна, СОШ 14), познакомили учителей с изменениями в ГИА и прорешали сложные задания экзаменационных материалов ОГЭ и ЕГЭ. Методические подходы к решению сложных заданий показали Шибаева Елена Васильевна, СОШ 22, Зубарева Вероника Викторовна, СОШ Лидер 2.
Руководитель ГМО Чернихова Валентина Сергеевна, представила УМК по биологии.
В этом учебном году городское методическое объединение учителей химии и биологии продолжает работу по теме «Совершенствование профессиональных компетенций педагогов с целью реализации системно-деятельностного подхода для повышения качества образования», что является важным условием обновления содержания образования и формированию функциональной грамотности школьников.
Методист МБУ «ИМЦ «Развитие»
И. Г. Король