«Задачи, предлагаемые в классе, заключают в себе живой материал
для упражнения мышления ученика, для вывода математических правил
и для упражнения приложения этих правил в решении частных практических вопросов».
В.А. Евтушевский
В декабре состоялось заседание творческой группы учителей математики «Трудные вопросы ГИА» по теме «Сюжетные задачи».
«Что такое сюжетные задачи?», «Какие существуют виды сюжетных задач?», «Каковы способы решения таких задач?», на эти и другие вопросы ответили Хлопушина Татьяна Викторовна, учитель математики МАОУ «СОШ № 24» и Миронова Татьяна Викторовна, учитель математики МАОУ «СОШ № 7 «Эдельвейс».
Своё выступление Хлопушина Т.В. начала с исторической справки: какие задачи понимают под сюжетной задачей, где использовались и будут использоваться в обучении математике, привела высказывания о сюжетных задачах великих математиков. Обратила внимание участников семинара на общий подход к решению любой задачи. Это подход состоит в том, что задача
рассматривается как модель некоторой проблемной ситуации, как объект для
тщательного изучения, а её решение – как процесс применения общих теоретических положений математики и общелогических правил вывода к
условиям задачи, с целью последовательного её преобразования и
перемоделирования до тех пор, пока не будет удовлетворено требование
задачи – не будет найден ответ на вопрос задачи. Педагог на примере решения одной задачи показала такой подход.
Миронова Т.В. сказала, что статистические данные анализа результатов проведения ЕГЭ с момента его существования говорят о том, что решаемость задания, содержащего текстовую задачу, составляет год от года чуть больше ли меньше 40%. Такая ситуация позволяет сделать вывод, что большинство учащихся не в полной мере владеет техникой решения текстовых задач и не умеет за их часто нетрадиционной формулировкой увидеть типовые задания. По этой причине возникла необходимость более глубокого изучения этого традиционного раздела элементарной математики. Она остановилась на видах таких задач: текстовые, сказочные, логические. Провела мастер-класс по решению текстовых задач, показав различные способы решения.
Участники творческой группы продуктивно пообщались с коллегами.
Методист МБУ «ИМЦ «Развитие»
И. И. Чисталева