Сильным, опытным становится педагог, который умеет анализировать свой труд.
В. А. Сухомлинский
Современная система образования предъявляет высокие требования не только к самим педагогам, но и к тем, кто призван объективно оценивать их профессиональное мастерство. В условиях реализации стратегического курса на обеспечение глобальной конкурентоспособности российского образования роль качественной и объективной экспертизы педагогической деятельности становится как никогда актуальной.
Пашинская Татьяна Михайловна, заместитель директора по УВР СОШ №5, и методист ИМЦ «Развитие» Король Ирина Геннадьевна, прошедшие обучение, отметили продуктивность курсов и их практическую значимость для дальнейшей работы.
Экспертная деятельность в образовании сегодня рассматривается не только как инструмент оценки, но и как актуальная форма непрерывного повышения профессионального мастерства самого педагога. В соответствии с законом «Об образовании в Российской Федерации» каждый уровень системы образования предполагает введение образовательного стандарта, что требует от педагогических работников постоянного обновления и совершенствования своего мастерства.
Аттестация педагогических кадров представляет собой сложный процесс, основанный на принципах открытости, коллегиальности, компетентности и объективности. Эти принципы обеспечивают недискриминационный подход при проведении аттестационных процедур и способствуют установлению действительно справедливой оценки профессиональных качеств педагога.
Нормативно-правовая база, регулирующая процесс аттестации, включает в себя несколько уровней:
Многоуровневая система правового регулирования позволяет конкретизировать общие положения российского законодательства с учетом региональных и местных особенностей образования.
С 6 по 17 октября 2025 года ГАУ ДПО ПК ПРО, отдел аттестации педагогических работников провел обучение по программе повышения квалификации «Экспертиза профессиональной деятельности в процессе аттестации педагога». Обучение проводилось на бюджетной основе в очно-заочной форме с применением дистанционных технологий.
Целью программы стало повышение профессиональной компетентности в области экспертизы профессиональной деятельности педагога для различных категорий специалистов: экспертов краевой аттестационной комиссии, координаторов по аттестации муниципальных методических служб и работников, отвечающих за процесс аттестации в образовательных организациях.
Ключевые модули программы:
В рамках программы рассматривались такие актуальные вопросы, как применение современных методик и технологий при осуществлении процедуры аттестации, систематизация результатов оценки профессиональной деятельности педагога и формата их представления.
Особое внимание уделялось:
Практическая направленность
Обучение носило выраженный практико-ориентированный характер. Слушатели формировали умения анализировать эффективность урока (занятия) и анализировать структуру формирования портфолио педагога.
С приветственным словом к участникам обратилась заведующая отделом аттестации Анучина Олеся Владиминовна.
Сеничева Юлия Алексеевна, главный эксперт ПК ИРО, подробно рассказала о методике составления справки по урокам — ключевом документе, отражающем качество педагогической деятельности.
Ящук Татьяна Валентиновна, главный методист отдела аттестации, не только осветила особенности экспертизы, но и провела замечательные практикумы, позволившие закрепить полученные знания на практике.
Также в программе курсов выступила Гайдышева Светлана Анатольевна, рассказавшая об особенностях отправки документов через госуслуги — актуальной информации в условиях цифровизации образования.
Качественная экспертная деятельность требует от специалиста наличия особых компетенций. Как отмечается в профессиональной литературе, эксперт должен обладать:
Работа эксперта начинается задолго до начала непосредственной оценки и включает подготовительный этап, в ходе которого происходит самооценка личностных и профессиональных компетенций.
Высокий профессионализм преподавателей ПК ИРО отметили все участники обучения. Программа включала не только лекционные занятия, но и практические формы работы: входной контроль в форме тестирования и выходной по анализу документов индивидуальной папки аттестуемых педагогов.
Проведение таких обучающих программ способствует формированию единого подхода к экспертизе профессиональной деятельности педагогов, обеспечивает объективность и прозрачность аттестационных процедур, а в конечном итоге — способствует повышению качества образования в целом.
Как справедливо отмечается в педагогических исследованиях, экспертная деятельность становится одной из актуальных форм непрерывного повышения профессионального роста педагога, позволяя не только оценивать, но и перенимать лучшие практики, анализировать и прогнозировать развитие образовательного процесса.
Методист МБУ «ИМЦ «Развитие»
И. Г. Король